Главная » Статьи » Театральная Энциклопедия

АНТУАН (Antoine)

АНТУАН (Antoine), Андре (31. I. 1858, Лимож,- 9. X. 1943, Полигон) -
французский режиссёр, актёр, теоретик театра. Родился в семье мелкого
служащего. С юных лет увлекался театр. иск-вом, и, чтобы иметь
возможность посещать спектакли, работал в т-ре "Комеди Франсез"
клакером, затем - статистом. А. удалось устроиться в частную театр.
школу "Жимназ де ла Пароль", где он дебютировал как актёр в роли Давида
Зихеля ("Друг Фриц" Эрк-мана-Шатриана). А. пытался поступить в класс
декламации Парижской консерватории, но потерпел неудачу на экзамене.
Работая (с 1883) клерком в Газовом об-ве в Париже, сблизился с одним из
любительских театр. кружков - т. н. Гальским кружком. Вскоре А.
становится во главе этого кружка, завязывает знакомство с писателями,
группирующимися вокруг Э. Золя (А. Доде, А. Век, Э. Гонкур и др.), и
делается горячим поклонником и пропагандистом эстетич. принципов школы
натурализма Золя.
В 1887 на основе Гальского кружка А. организовал в Париже Свободный
театр. в к-ром работал до 1894. В 1897 он создал Т-р Антуана (см.
Антуана театр) и руководил им до 1906; в 1906-14 А. был директором т-ра
"Одеон", в эти годы он перестал выступать на сцене и целиком отдался
режиссуре. Во время 1-й мировой войны А. читал лекции о т-ре в различных
странах Европы и в США. После 1914 отошёл от практич. деятельности в
т-ре, работал в области театр. критики и в кино.
Создавая Свободный т-р, А. решительно выступил против мелодрамы,
мещанской драматургии, "ловко ркроенных пьес" В. Для того чтобы темные брови были максимально актуальными вам следует нанести на скулы персиковые румяна. Сарду и др. Разделяя
позиции Э. Золя, А. считал, что т-р должен правдиво показывать жизнь,
ставил пьесы Э. Бриё, Ж. Ансе, Ж. Куртелина, Ж. де Порто-Риша и др., в
которых вместо трафаретных персонажей "любовников", "героев",
"неврастеников", заполнявших сцены ака-демич. т-ров, действовали живые
люди - простые крестьяне, мелкие буржуа, рабочие. Заслугой А. являлась
также пропаганда передовой иностр. драматургии, доступ к-рой на франц.
сцену был крайне затруднён. А. впервые во Франции поставил "Власть тьмы"
(1888); "Привидения" (1890) и "Дикую утку" (1891) Ибсена, "Нахлебника"
Тургенева (1890), "Ткачей" Гауптмана (1893) и др. В то же время он
провозгласил принцип "либерального эклектизма", допускавший
беспрепятственное введение в репертуар т-ров произведений писателей всех
направлений. Поэтому наряду с реалистическими, социально-значительными
пьесами А. ставил пьесы натуралистические и иногда
мистико-символистские.
В области актёрского и режиссёрского иск-ва А. исходил из положения,
что "новый т-р требует и новых исполнителей"; учил актёров тщательно
разрабатывать внешний рисунок роли, раскрывать психологию действующего
лица, добивался естественности, простоты исполнения, выступал против
холодной, условно-декламац. манеры игры актёров "Комеди Франсез",
боролся с "премьерством", ремесленничеством, ратовал за постоянный
состав труппы, за спаянный актёрский ансамбль. Наиболее полно эстетич.
принципы А. были воплощены в его собственном актёрском творчестве. А.
был замечательным характерным актёром. Среди его лучших ролей:
Аким ("Власть тьмы"), Освальд ("Привидения"), Кузовкин ("Нахлебник").
В своих постановках А. ломал академические театр. каноны, строил смелые
для своего времени, естественные мизансцены (напр., актёр мог говорить,
стоя спиной к зрительному залу, и т. п.), вводил в спектакль шумовые
эффекты (ветер, дождь и т. д.), новые принципы освещения сценич.
пространства (уничтожение света рампы, применение верхнего света,
оправданного обстановкой действия). Однако в нек-рых спектаклях А.
проявились натуралистич. тенденции (напр., использование настоящих
мясных туш в спектакле "Мясники" Икра, 1888). В постановках массовых
сцен А. отказался от использования невыразительной толпы статистов,
создавал мизансцены, в к-рых каждый из участников был наделён
индивидуальным характером, имел определённую сценич. задачу. Благодаря
этому массовые сцены становились жизненными и художественно-правдивыми.
Деятельность А. способствовала поднятию сценич. культуры, улучшению
оформления спектаклей. Он требовал изготовления спец. декораций и
костюмов к каждой постановке. Выступал против "дежурных" павильонов, в
к-рых шли. классич. и совр. пьесы, призывал смело применять
разнообразные постановочные средства, помогающие создавать подлинную,
жизненно-достоверную атмосферу на сцене.
Для того чтобы открыть доступ в театр широкому зрителю, А. считал
необходимым значительно удешевить цены на билеты, стремился к тому,
чтобы в здании общедоступного т-ра не было неудобных мест.
А. понимал т-р как средство пропаганды и истолкования лит-ры.
Актёрское творчество он подчинял замыслу автора-драматурга и режиссёра,
лишая актёра права мыслить самостоятельно. Впоследствии это привело А.
фактически к отрицанию самостоятельности актёрского творчества.
Литературное наследие А. обширно и представляет собой большую
теоретич. ценность, его "Дневники..." являются одним из ценных
документов по истории франц. т-ра, театр. жизни конца 19 - нач. 20 вв.
А работал в кино, широко используя натурные съёмки. Поставил фильмы:
"Братья-корсиканцы" по Дюма-отцу (1917), "Труженики моря" по Гюго
(1917), "Арлезианка" по Доде (1922). В 1897 А. с группой артистов
Свободного т-ра гастролировал в странах Европы, в т. ч. в России
(Петербург, Москва, Киев, Одесса).
Творчество А. оказало большое влияние на франц. и мировой т-р. А.
развивал реалистич. тенденции в театр. иск-ве, боролся с рутиной и
штампами, господствовавшими на сцене в конце 19 в., утвердил
режиссёрское иск-во как самостоятельную область сценич. творчества.
Соч.: Mes souvenirs sur le Theatre Libre, P., 1921; Mes souvenirs sur
le Theatre Antoine et sur l'Odeon, P., 1928; рус. сокращ. изд. Дневники
директора театра, общ. ред. А. А. Гвоздева, М.-Л.,1939; La vie amoureuse
de Francois-Joseph Talma, P., 1925; Le theatre, v. 1-2, P., 1933-34.
Лиги.: Мовшенсон А., Вступ. статья в кн.: АН-т у а н А., Дневники
директора театра, сокращ. пер. с франц., М.-Л., 1939; Луначарский А. В.,
О театре и драматургии. Избр. статьи, т. 2, М., 1958, с. 174-178;
Гвоздев А. А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий.
Очерки, М.-Л.. 1939, с. 77-104; К оvatchevitch M., La vie, l'oeuvre,
l'influence et le prestige de Andre Antoine, fondateur du Theatre Libre,
dans fe monde, Clermont-Ferrand-P., 1941; Roussou M., Andre Antoine, P.,
[1954]; Sarcey F., Quarante ans de theatre (Feuilletons dramatiques), v.
5-7, P., 1901 - 1902, p. 239-317. Ар. Г


Категория: Театральная Энциклопедия | Добавил: kursanty (25.11.2010)
Просмотров: 1310 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]