Главная » Статьи » Театральная Энциклопедия

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ.

С древних времён в Азербайджане
существовала нар. драма, связанная с нар. играми и обрядами.
Первоначальными формами этой драмы были игры и обряды "Хан-хан",
"саячы", "новруз", "кэвсэдж", "Кес-кеса", "Ки-лим-арасы" и др.
Дальнейшее развитие нар. драма получила в театрализованных диалогах
"Тапдыг чо-бан", "Тенбель гардаш" и др. В средневековом Азербайджане
существовали мистериальные представления "Шабих", связанные с историей
борьбы за халифат, носившие антидемократич., реакционный характер.
Родоначальником А. д. является выдающийся философ и писатель М. Ф.
Ахундов. Комедии Ахундова "Молла Ибрагим Халил, алхимик..." (1850),
"Мусье Жордан, ботаник, и дервиш Масталишах, знаменитый колдун" (1850,
пост. 1851), "Везир ленкоранского ханства" (1850, пост. 1852), "Медведь,
победитель разбойника" (1851), "Приключение скряги" ("Гаджи Кара")
(1852),"Правозаступники в городе Т ав ризе" ("Восточные адвокаты")
(1855) - яркие образцы реализма. В своих подлинно народных комедиях
Ахундов показал жизнь совр. ему общества, обличал пороки, социальную
несправедливость. Одновременно он выразил в этих комедиях свой
положительный идеал, мысли о развитии обществ, жизни, создал художеств.
образы прогрессивных людей своей эпохи, выступал в защиту
бедняков-тружеников. Ахундов заложил основу новой реалистич. школы в
азерб. лит-ре. Творчество его оказало огромное влияние на развитие
реалистич. направления в лит-ре стран Ближнего Востока.
Во 2-й пол. 19 в. драматурги Н. Везиров, Н. Нари' манов, А. Ахвердов,
Г. Везиров, С. С. Ахундов, Р. Эфен-диев, А. Герани (Адиеезалов),
продолжая традиции М. Ф. Ахундова, утверждали своим творчеством реализм,
обогащали драматургию новой тематикой. В эти годы формируются различные
виды драматич. искусства - трагедия, драма, водевиль и др. Н. Вези-ров в
своих пьесах "Осталось лишь одно название" (1891), "Из-под дождя, да в
ливень" ("Гаджи Гамбар") (1895), "Горе Фахреддина" (1896), "Герои наших
дней" (1898) поднимал значительные совр. темы, высмеивал беков, купцов,
духовенство, лживость бурж. интеллигенции, пропагандировал
просветительные идеи. Драмы Ахвердова "Разорённое гнездо" (1896),
"Несчастный юноша" (1900) обличали старые порядки, показывали новых
людей. Историч. трагедии Нариманова ("Надир-шах", 1889) и Ахвердова
("Ага Мухаммед-шах Каджар", 1907) утвердили в А. д. новый жанр.
После революц. событий 1905 в А. д. получают отражение протест против
царского режима, социальной несправедливости, обличение духовенства,
бурж. интеллигенции. Особое место в истории А. д. занимает творчество
революц. демократа Дж. Мамедкулизаде. Его комедии "Мертвецы" (1909,
ноет. 1916), "Книга моей матери" (1919), "Школа селения Дана-баш" (1921)
и "Собрание сумасшедших" (1927) реалистически изображают жизнь совр.
общества. Поли-тич. острота, проникновение в сущность социально-полнтич.
событий, народность, жизненность конфликта характеризуют творчество
Мамедкулизаде, особенно его комедию "Мертвецы", остро обличающую
косность и фанатизм. В развитие комедийного жанра большой вклад внёс
азерб. композитор У. Гаджибеков. В его муз. комедиях "Муж и жена"
(1910), "Не та, так эта" (1910), "Аршин мал алан" (1913) отражена жизнь
народа до революции, разоблачаются общественные пороки, реакционные
традиции, лицемерие представителей высших классов, бурж. националистов.
В годы первой русской революции появляется пьеса С. Мусеви (М. Г.
Мохсунов) "Медный рудник" (1907), рисующая тяжёлое положение рабочего
класса, его нищету и бесправие; здесь впервые в А. д. создан образ
рабочего-большевика, организатора революционного движения. В этот же
период для т-ра пишут С. М. Ганизаде, М. М. Кязимовский, Г. К.
Сарабский.
В нач. 20 в. А. д. обогащается романтич. пьесами Гусейна Джавида:
"Мать" (1910), "Шейх Санан" (1915), "Шойда" (1917), "Сатана" (1918) и
др. В эти же годы появляются первые пьесы Дж. Джабарлы: "Верная Сарийя"
(1915), "Насреддин-шах" (1918), "Увядшие цветы" (1917), "Айдын" (1919) и
др".
В начале 20 в. создаётся драматургия для детей. В этой области
работали учителя и детские писатели. Пьесы Абдуллы Шайка "Прекрасная
весна" (1910), "Пастух Мемиш" (1912), "Говорящая кукла" (1913) и А.
Сиххата "Плод невежества" (1912) неоднократно ставились на школьных
сценах.
Но рост азерб. драматургии был ограничен цензурными запретами,
отсутствием широко развитого проф. т-ра. После Октябрьской революции,
открывшей неограниченные возможности для расцвета нац. культуры,
началось бурное развитие А. д. Уже в 20-е гг. новые пьесы создали
писатели старшего поколения:
С Ахундов, Н. Везиров, А. Ахвердов, М. С. Ордубады, А. Шаик. В пьесах
"Соколиное гнездо" (1921) о борьбе азерб. крестьян за Сов. власть,
"Колесо фортуны" (1921), "Из мрака к свету" (1921), "Дьявол" 1922),
"Новая жизнь" (1923) С. Ахундов отразил роволюц. борьбу азерб. народа,
подверг резкой критике идеалистич. воззрения, показал социальные
изменения в жизни и в сознании людей. Гусейн Джа-вид создал значительные
историч. пьесы "Сиявуш" (1934), "Хайям" (1935) и др.
Основоположником азерб. советской драматургии является Дж. Джабарлы.
В 1922 он написал пьесу "Октан эль оглы", где выступил с резкой критикой
собственнического мира, противопоставляя ему героя - защитника правды,
но еще далёкого от понимания действительного пути борьбы с социальной
несправедливостью. С 1928 в творчестве Джабарлы начинается новый этап,
связанный с овладением методом социалистич. реализма. Основной круг тем
драматургии Джабарлы - борьба азерб. народа против иноземных
завоевателей, феодалов и религии ("Невеста огня", 1928), рост нового
человека, раскрепощение азерб. женщины, её участие в социалистич.
преобразовании страны ("Севиль", 1928, "Алмас", 1931), идея
пролетарского интернационализма и дружбы народов ("В 1905 году", 1931),
борьба советских людей за уничтожение остатков эксплуататорских классов
("Яшар", 1932). Пьесы Джабарлы, обошедшие многие сов. т-ры, определяли
развитие азерб. т-ра.
Традиции Джабарлы в дальнейшем были продолжены азерб. драматургами.
Темы советского патриотизма, бдительности нашли отражение в пьесах М.
Ибрагимова "Хаят" (1937), "Мухаббет" (1942). В 30-х гг. развивается жанр
комедии. В пьесах Сабита Рахмана "Свадьба" (1939), "Счастливцы" (1941),
"Невеста" (1954) осмеиваются пережитки прошлого, отражены социалистич.
мораль, новое отношение к труду. Появление героико-романтич. драм Самеда
Вургуна "Вагиф" (1938), "Ханлар" (1939), "Фархад и Ширин" (1941)
открывает ,новую страницу в развитии А. д. Защита родины, интересов
народа, борьба против иноземных захватчиков, мечта о светлом будущем
составляют идейную основу этих драм. Пьесы Вургуна отличаются романтич.
приподнятостью, острым столкновением характеров, поэтически изображают
историч. прошлое азерб. народа. С 30-х гг. получила развитие детская
драматургия. Пьесы для ТЮЗов пишут А. Шаик ("Хасай", 1937, "Сын народа",
1939, "Фитнэ", 1946, "Халиф на час", 1957), М. Сеидзаде, Э. Аббасов, Ю.
Азимзаде ("Анаджан", 1957). В 40-х гг. созданы пьесы, показывающие нар.
массы как основную движущую силу обществ, развития. В народно-ге-роич.
пьесе "Гачах Наби" С. Рустама (1940) отображены революционные
выступления крестьянства в 19 в. в Азербайджане, в трагедии "Джаваншир"
Мех-ти Гусейна (1942, пост. 1957) - события древней истории
Азербайджана. В пьесе "Тавриз туманным" Ордубады (1945) показан
патриотизм азербайджанского народа.
Однако наряду с достижениями А. д. в послевоенные годы были созданы
пьесы, не отвечавшие иден-но-художеств. требованиям, предъявляемым к
сов. драматургии. Отсутствие в этих пьесах жизненного конфликта, острой
борьбы характеров приводило к схематизму, искажению жизненной правды.
Постановления Центрального Комитета КПСС по вопросам литературы и
искусства определили поворот А. д. к современной тематике. В 40-е и 50-е
гг. А. д. обогатилась новыми сценич. произведениями. В создании этих
пьес участвовали С. Рустам, М. С. Ордубады, М. Гусейн, И. Эфендиев,
Расул Рза, Э. Мамедханлы, 3. Халил, М. Г. Тахмасиб, И. Ка-сумов, Г.
Сеидбейли, Д. Меджнунбеков, Б. Вагабзаде, И. Сафарли и др. Авторы осн.
внимание уделяют образам современников, мирному, созидательному труду
советских людей. Среди пьес этих лет: "Вешние воды" (1948), "Светлый
путь" (1947), "В семье Ата-евых" (1954) Эфеыдиева; "Большая любовь"
(1950), "Ильдрым" (1955) Меджнунбекова; "Заря над Каспием" Касумова;
"Ширванская красавица" Мамедханлы (1957); "Глазной врач" Сафарли (1955)
и др. Созданы пьесы о борьбе азерб. народа за установление Сов. власти
("Утро Востока" Мамедханлы, 1947); борьба за новые источники нефти в
годы становления Сов. государства показана в пьесе "Бухта Ильича"
Меджнунбекова и др. Если в 30-х - нач. 40-х гг. конфликты А. д.
строились на столкновении советских людей с враждебными элементами,
борьбе с фашизмом, то с конца 40-х гг. в центре внимания драматургов
стало раскрытие богатого внутреннего мира советского человека, его
идеалов, показ героики мирного, созидательного труда.
Лит.: А р и ф М., Азербайджанский народный театр. в кн.: Труды
Института литературы им. Низами, т. 1, Баку, 1946 (на азерб. яз.);
Ибрагимов Мирза, Джа-лил Мамедкулизаде и революционно-демократический
театр Азербайджана начала 20 в., "Известия Акад. наук Азерб. ССР, 1947,
№ 1; Д ж а ф ар о в Д ж а ф а р, Драматургия Азербайджана, "Литературный
Азербайджан", 1940, №№ 7, 8; А з и з Ш а р и ф. Драматургия Дж. Джабарлы
в сценическом воплощении, в сб.: Искусство Азербайджана, т. 1,
Баку, 1949; ДжафаровД ж., Драматургия М.Ф.Ахундова, Баку, 1950- Г у
сей н М е х т и, Джафар Джабарлы и современность, "Известия Акад. наук
Азерб. ССР", 1947, № 7(на азерб. яз.); Шарифов Ага Керим, Материалы по
истории тюркского театра в Азербайджане, Баку, 1930 (на азерб. яз.);
Касимов К у б а д, Муслим Магомаев, Баку, 1948;
Гусе-йн Араблинский. Сб. статей, Баку, 1949 (на азерб. яз.);
Писатели Советского Азербайджана, Баку, 1959. \ у.

Разновидности рулетки
Категория: Театральная Энциклопедия | Добавил: kursanty (03.11.2010)
Просмотров: 1448 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]