Главная » Статьи » Все о театре

АРИСТОТЕЛЬ


АРИСТОТЕЛЬ (???????????) (384-322 до н. э.) - древнегреческий
философ-энциклопедист. Для истории эстетич. учений и теории драмы особое
значение имеет его небольшой трактат "Об искусстве поэзии" ("Поэтика").
Это сочинение (дошло до нас не полностью и в плохой сохранности)
является теоретич. обобщением художеств. практики греч. поэтов от Гомера
до совр. А. драматургов. Основой художеств. творчества А. считал
подражание, присущее людям и делающее их способными к приобретению
знаний, т. о. признавая познавательное значение иск-ва. Объектом
изображения в поэзии служат, по А., действия людей; при этом художник
воспроизводит не действительно случившееся, а то, что могло бы
случиться. Наибольшее внимание в сохранившихся главах "Поэтики"
уделяется эпосу и трагедии. Трагедию А. характеризует как "подражание
действию важному и законченному, имеющему определенный объем,
[подражание] при помощи речи, в каждой из своих частей различно
украшенной; посредством действия, а не рассказа, совершающее путем
сострадания и страха очищение подобных аффектов" (гл. 6) (см. Катарсис).
Развивая эти положения, А. основой трагедии считал фабулу - состав
происшествий, т. к. цель трагедии - изображение действия. Изображение
характеров является, по А., производным от фабулы; благодаря участию
различных персонажей в действии раскрываются их характеры. Действующее
лицо будет обладать определённым характером, если в речи или действии
обнаружит какое-либо направление воли. Речи действующих лиц, из к-рых не
ясно, к чему данный персонаж стремится или чего избегает, не
способствуют изображению характера. В такой постановке вопроса А.
отражается ограниченность античной трагедии в изображении характера
человека. Герои в трагедии выступают перед зрителем с уже
сформировавшимися, заранее данными характерами, раскрытию к-рых и
способствует действие трагедии (фабула). А. выдвигал требование единства
действия (в сюжетном и композиционном отношении), определяющегося
соразмерностью и строго продуманным порядком отд. частей произведения.
Однако А. не устанавливал никаких количественных норм; наилучшей по
объёму он считал такую трагедию, "которая расширена до полного выяснения
[фабулы]". А. рассматривал в "Поэтике" различные возможности построения
трагедии и используемые для этого приёмы (перипетия, узнавание), а также
стилистич. средства, присущие поэтич. речи вообще. Большую ценность
представляют сообщаемые им данные о происхождении и эволюции основных
театр. жанров - трагедии и комедии. "Поэтика" А. оказала большое влияние
на формирование европ. эстетич. мысли 16-18 вв. Под её воздействием были
написаны "Поэтика" Ю. Скалигера (1561), "Рассуждение" П. Корнеля (1663)
и "Поэтика" Н. Буало (1674), в значит, степени догматизировавшая отд.
положения А. в духе франц. классицизма. Горячим поклонником "Поэтики",
толковавшим её с позиций просветительства, был Г. Э. Лес-синг
("Гамбургская драматургия", 1767). В России эстетич. идеи А.
пропагандировали В. К. Тредиаков-ский ("Мнение о начале поэзии", 1752),
С. П. Шевырёв ("Теория поэзии в историческом развитии...", 1836).
Специальную статью анализу "Поэтики" посвятил Н. Г. Чернышевский ("О
поэзии. Сочинение Аристотеля", 1854).
Соч.: Поэтика. Пер., введ. и прим. Н. И. Новосад" ского, Л., 1927; Об
искусстве поэзии, пер. с древнегреч. В. Г Аппельрота, ред. и комментарии
Ф. А. Петровского, М., 1957. Лит.: ГоловняВ. В., "Поэтика" Аристотеля о
сценической стороне трагедии, в кн.: Ежегодник института истории
искусств АН СССР. 1958. Театр. М., 1958,с.263-96. В. Я.

Автономные системы канализации для загородных домов: выбрать насосы дренажные для воды недорого.
Категория: Все о театре | Добавил: kursanty (01.12.2010)
Просмотров: 2400 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]